20151218

"V" значит "Дискуссия"

Привет! Хочу немного рассказать о природе договорок и о том, что я для себя сформулировал как "V-модель дискуссии".
Давно хотел что-то такое написать, а в итоге вчера сидел, у окна, курил, общался с коллегами по скайпу и моделька выкристаллизовалась в сознании.

Картинка для привлечения внимания:




Итак. Почему очень часто договориться не получается?
Я отброшу варианты, что собеседник дурак (кстати, он зачастую думает так же) и не буду рассматривать вариант, когда вы абсолютно правы (ваш собеседник зачастую думает так же).
Рассмотрим ситуацию, когда беседа ведется для того, чтобы найти решение или прийти к какому-то общему знаменателю. Словом, я про конструктивное.

Итак, я введу понятие уровней аргументации.
Я лучше всего учусь на примерах, поэтому приведу пример.
Давайте рассмотрим классическую ситуацию.
Встречаются как-то два тестировщика на балконе и начинают обсуждения.
Один говорит - это баг!
Второй - это фича!



Мы смотрим, что суждения первого уровня - это те, с которыми два тестировщика встретились. а дальше они начинают декомпозировать с помощью вопроса "почему?" и переходят на второй уровень. Мы не будем рассматривать самые крайние варианты.
"Это баг, потому что я считаю это багом. Я же тестер!" говорит первый с пылом в голосе.
Но ледяное спокойствие второго не пробить. "Ты документы читал? Там сказано, что это фича." Бум. Апеллировать не к чему более.
Что делать дальше? Правильно Спускаться на уровень ниже и утаскивать за собой собеседника.
-А вот Вова сказал, что это баг!
Теперь должен более подробно открыть свои источники информации и второй:
-Вот. Смотри. Спецификация. Там всё написано так.
Бум! Это они упали ещё ниже.
-Вова - компетентный специалист, который сидит на этом куске функционала уже полгода и знает его вдоль и поперёк!
-А как ты думаешь, до твоего вовы кто этим куском занимался?

Казалось бы, дно достигнуто, вот оно, только руку протяни. Но, как говорится, снизу кто-то постучал.
-Блин, да так в яндексе делают!
-А так - делают в гугле.


Вот оно. Найден общий кирпичик. Если и яндекс и гугл делают так же, то как они это делают? Теперь этот кирпичик станет фундаментом для правильного решения.
Выясняется, что это и правда фича.
И начинается обратный процесс.
-Я ж говорю, я тут больше работаю и знаю, что это фича.
-Интересно, почему тогда Вова так сказал?
-Может в спеке проглядел.
-Надо ему сказать. И самому спеку почитать.
-Окей. Я тогда дальше пойду.
-А я своим скажу, что это фича и расскажу почему.

Хадыщ-дыщ. Два наших героя пробили головами 4 и 3, 2 уровни и стремительно поднялись на первый. Дискуссия завершена. Все довольны.

Что мы только что видели?






Коллеги нашли один общий кирпичик в своих суждениях и он же послужил фундаментом для принятия правильного решения. (Я, кстати, не утверждаю, что оно было правильным, но по крайней мере, они договорились).
Что это такое вообще сейчас было и как этим пользоваться?
Я назвал это "V-модель дискуссии"
Пользоваться ей довольно просто. Сначала идём вниз, потом вверх.

Спуск:
1. Выслушайте собеседника.
2. Постарайтесь привести ему по предмету спора довод, с которым он согласится.
3. В случае отказа - затащите его на более низкий уровень.
4. Повторять пункты 2 и 3 пока не найдёте общий "кирпичик"
5. Размозжите ему голову этим кирпичом! Шутка.
5. Ваши точки зрения на этот "кирпичик" совпадают. Прекрасно.
6. Выясните, на каком этапе ваши точки зрения начинают расходиться.
7. Проанализируйте кто не прав, вы или собеседник.

Восхождение.
Здесь уже проще. Теперь, когда вы пришли к акакому-то выводу, поднимайтесь наверх, рассматривая ваши и собеседника аргументычерез призму новой идеи.

Подход масштабируемый и обратимый в любой момент.
Вот и всё.
Пользуйтесь! :)

P.s. Всех с наступающим!

5 комментариев:

  1. Анонимный4/26/2016 01:40:00 AM

    Ну это ад какой то https://yadi.sk/i/ievQajCQrHy8X

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. пофиксил. Этот шаблон не умеет нормально минимизировать картинки. Пришлось убрать превьюхи. спасибо за вашу бдительность!

      Удалить
  2. Эта статья обязательна к прочтению и добавлению в wiki

    ОтветитьУдалить

Ваш комментарий очень важен для нас.